ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
Образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – МКОУ «СОШ №28») разработана в соответствии с нормативными документами.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации МКОУ «СОШ №28» основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие МКОУ «СОШ №28» при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Образовательная программа содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
2.Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования
2.1.Программа развития универсальных учебных действий
2.2. Программы учебных предметов, курсов
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
2.4. Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования
3.1. Учебный план основного общего образования
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленные во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, при разработке школой ООП ООО на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования реализовано следующим образом:
Разделы основной образовательной программы основного общего образования |
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования |
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности |
Целевой раздел Целевой раздел включает:1)пояснительную записку; |
Пояснительная записка должна раскрывать:1) цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования. |
В п. 1.1. конкретизируются цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей); педагогических работников школы.В п.«1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования» содержится краткая характеристика «МКОУ «СОШ №28», определяются цели школы, ее приоритетные направления развития |
2)планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; |
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности, соответствовать возрастным возможностям обучающихся. |
|
3)систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. |
Предусматривается использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки |
Содержательный раздел:1)программа развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; |
Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна содержать:1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта;2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;4)описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;10) систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. |
Пункт «2.1.3. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности» дополнен видами деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий
В пункте «2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий» уточняются характеристики и типовые задачи формирования универсальных учебных действий Полностью разработана «2.1.10. Система оценки деятельности МКОУ «СОШ №28», по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся» |
2)программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; |
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:1)планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;2)содержание учебного предмета, курса;3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;3)тематическое планирование. |
Определены (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательной деятельности
|
3)программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; |
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна содержать:1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;2)направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;3)содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;4)формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);5)этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений;8) описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);10) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. |
Пункт «2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в основе программы» дополнен принципами и особенностями организациисодержания воспитания и социализацииобучающихся
Пункт «2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся) конкретизирует направления и виды деятельности учащихся МКОУ «СОШ №28»
Интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения;Расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни
Пункт «2.3.5. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках МКОУ «СОШ №28», совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования» раскрывает примеры социального партнерства МКОУ «СОШ №28»
Пункт «2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания» также формулирует направления и формы взаимодействия школы и семьи, этапы организации социализации обучающихся, основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
Пункт «2.3.8. Описание деятельности МКОУ «СОШ №28» в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся» дополнен Модулем 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения: Конкретизируется экологическая здоровьесберегающая деятельность школы
-по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры;- рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;-эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;-реализации модульных образовательных программ-просветительской работы с родителями (законными представителями)
Включен пункт «2.3.9. Описание деятельности МКОУ «СОШ №28» в области антикоррупционного образования обучающихся»
В разделе «2.3.12. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся» конкретизируются компоненты диагностики воспитательного процесса
В разделе «2.3.13. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» определяется достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов, формулируются направления и ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников
|
4)программа коррекционной работы |
Программа коррекционной работы должна содержать:1)цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;2)перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;3)систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;4)механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;5) планируемые результаты коррекционной работы. |
Раздел «2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования» дополнен направлениями и задачами коррекционной работы
В разделе «2.4.4. механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников МКОУ «СОШ №28», других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности» конкретизируется взаимодействие субъектов сопровождения |
Организационный раздел включает:-учебный план основного общего образования,- календарный учебный график -план внеурочной деятельности;-систему условий реализации образовательной программы основного общего образования |
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы:Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного годаПлан внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.Система условий должна содержать:1)описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;2)обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;4)механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;5)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;6)контроль состояния системы условий. |
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформулирована на основании изучения запросов родителей (законных представителей), обучающихся, педагогических работников.календарный учебный график на 2016-2017 учебный год, план внеурочной деятельности обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки План внеурочной деятельности формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную и региональную специфику Раздел «3.2.Система условий реализации основной образовательной программы» полностью раскрывает специфику, реальное состояние, планирование, ресурсы, механизмы достижения поставленных целей МКОУ «СОШ №28» |
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.
Принцип преемственности в реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «СОШ № 28» опирается на уровень сформированности предметных и матапредметных образовательных результатов обучающихся при переходе школьников из начальной в основную школу и обеспечивается основными видами деятельности обучающихся на разных уровнях обучения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в МКОУ «СОШ №28» и служит основой при разработке «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся».
Структура программы развития универсальных учебных действий сформирована в соответствии с ФГОС ООО и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно - исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности. Также в содержание программы включено описание форм взаимодействия участников образовательной деятельности, которое представляет собой рекомендации по организации работы над созданием и реализацией программы.
Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у обучающихся МКОУ «СОШ № 28» на уровне основного общего образования способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Программа по формированию УУД обеспечивает в результате изучения всех без исключения предметов, а также различных предметных, надпредметных, метапредметных курсов на уровне основного общего образования формирование у выпускников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.
Условия реализации основной образовательной программы, в том числе программы УУД, обеспечивают участникам овладение ключевыми компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской деятельности и ИКТ-компетенций.
В разделе программы учебных предметов, курсов приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), которое должно быть в полном объеме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Рабочие программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
Программа воспитания и социализации обучающихся МКОУ «СОШ №28» на уровне основного общего образования строится на основе базовых национальных ценностей российского общества
В программе отражаются:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках МКОУ «СОШ №28» совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений;
8) описание деятельности МКОУ «СОШ №28» в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности МКОУ «СОШ №28» в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы МКОУ «СОШ №28». ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Учебный план МКОУ «СОШ №28» определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности и фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется в соответствии с нормативными требованиями.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность (далее ВУД) организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в МКОУ «СОШ №28» выбрана оптимизационная модель.
МКОУ «СОШ №28» располагает достаточными условиями, способными обеспечить реализацию ООП ООО.